Чтобы осмыслить и уяснить возникновение тех или иных сложившихся понятий и обстоятельств, на мой взгляд, необходимо добраться до корней, породивших сложившиеся представления о развитии человеческого общества.
Прошу извинить за дальние подступы, но они необходимы, ибо истоки несуразных действий человека, по-моему, кроются в давно прошедших временах. По крайней мере значительно глубже, чем полагают современные общественные и экономические науки, избрав за исходную точку не истоки, а промежуточный этап в развитии жизни на земле. Ученый мир, создавая науки, оказался в плену уже сложившегося мышления строго определенного направления, хотя оно, как мне кажется, явно ошибочно.
Жизнь живых организмов на земле, если не всегда, то по крайней мере на протяжении многих предшествующих тысячелетий развивалась благодаря эгоизму. Хотя при межвидовых взаимоотношениях проявление эгоизма одной популяции приводило и приводит сейчас к нанесению ущерба другой. Например: наличие благоприятных условий жизни для одного вида животного мира способствует его чрезмерному размножению, что неизбежно сокращает численность другого (кормовой базы его). Это неминуемо отрицательно сказывается на условиях жизни первого. Уменьшается численность популяции. Выживают наиболее сильные и выносливые особи. Уменьшение численности способствует восстановлению ее у второй. И так снова да ладом. Таким образом, нарушение межвидового равновесия среди животного мира восстанавливается самой природой. При этом проявление эгоизма представителями фауны и флоры не угрожает их исчезновению на планете, а, наоборот, способствует оздоровлению популяции.
При взаимодействии человека с природой все обстоит значительно сложнее. Жизнь и деятельность его не ограничивается потреблением только восстанавливаемых природных ресурсов, как это происходит в мире фауны и флоры. Чтобы удовлетворить свои эгоистические желания человеку потребовались и невосполнимые природные богатства планеты. Для доведения последних до предметов (продуктов) потребительского спроса человек непрерывно совершенствует технологию их изготовления. Это сопровождается нарушением экологии планеты. На первых порах, вернее, до какого-то времени своего развития, пока расход невосполнимых ресурсов природы был незначительным, а нарушения экологии восстанавливались самой природой, мне кажется, проявления эгоизма человека еще можно считать, конечно условно, прогрессивным явлением. Затем оно было допустимым, и, наконец, начало изрядно опустошать "кладовые" невосполнимых природных ресурсов, а превращение их в предметы потребления сопровождаться нарушениями экологии, которые уже не в состоянии восстановить естественным путем природа.
Человек нарушил (парализовал) деятельность основной созидательной силы на планете - естественное восстановление природного равновесия, обеспечивающего стабильность жизненно необходимых для всего живого на Земле - воздуха, воды, фауны и флоры. Таким образом, ранее чудодейственная прогрессивная сила эгоизма человека стала уже отрицательно влиять на общественное развитие, т.е. превратилась в свою противоположность. Сегодня кульминационная точка эффективного воздействия ее на общественный прогресс осталась далеко позади. Закат "золотого века" - процветания эгоизма для здравомыслящих, думающих людей очевиден.
Хотя и очень жаль, но наше поколение жить "как хочется" уже не может себе позволить. Чтобы оставить после себя планету в состоянии способном обеспечить здоровый образ жизни своим потомкам, хотим мы того или нет, нам придется отказаться от излишеств и жить "как надо".
Невольно возникает вопрос "А как надо?". На мой взгляд, ответ прост. Необходимо сменить лозунги "Все во имя человека", "Все для человека" на формулу "Все во имя жизни на Земле", "Все для сохранения природного равновесия", "Все для человека через оздоровление в природе". Что означает - брать от природы можно только то и столько, что и сколько не приводит к нарушению ее естественного воспроизводства и экологии регионов. Природа щедра и, если проявить о ней заботу, дары ее беспредельны, но при нанесении ей ущерба она опаснее раненого хищного зверя.
Пора развития человечества, руководствуясь эгоистическими побуждениями, эмоциями, чувствами или, еще говорят, "сердцем" кончилась.
Чтобы продлить жизнь человечества надо последующее обустройство его подчинить холодному рассудку - разуму (голове). К тому же учитывая, что благополучие человека (индивида) все больше и больше зависит не от него самого, а от состояния экологии и поведения общества. Обладая всем необходимым для "счастливой" жизни, индивид сегодня все равно не может быть таковым при настоящем и продолжающем ухудшаться положении в природе.
Меняются и приоритеты, характеризующие общественное развитие. Рост производительности труда, являющийся основным показателем, свидетельствующим о благополучном развитии общества, наряду с отображением ложной эффективности использования труда одновременно способствовал не рациональному расходу истинного природного богатства и нарушению экологии регионов. При современном состоянии ее, мне кажется, этот показатель уже не может и не должен быть приоритетным. Отныне наибольшее внимание человечества необходимо уделять максимальному снижению расхода энергетических и материальных затрат. Т.е. приоритетным показателем, отображающим эффективное развитие общества, должен стать удельный расход материальных богатств на производство потребительского продукта (изделия).
Наступило время признать, что не зря Разум подарен человеку природой. Что главное различие в жизни живой природы и человека заключается в том, что если залогом продления рода для первой является эгоизм, то для второго - разум. Вероятно, это и послужило причиной создания в народе мифологических образов Черта и Бога, т.е. проявление эгоизма - деяние нечистой силы - Черта, а разумное решение вопросов бытия - предначертания Бога.
Я вспоминаю беседы в давно прошедшие времена со своей мамой. На мой вопрос: "Неужели ты веришь, что есть Бог?", она отвечала :"Я не знаю есть ли Бог или нет, но что то такое, что руководит нами - есть". И сколько бы мне за свою долгую жизнь после этих разговоров не приходилось беседовать на эту тему с людьми самого разного культурного и духовного уровня, большинство из них отвечали именно так, конечно, с разного рода нюансами.
Итак, видимо, в представлении человека Бог существует и это ничто иное, как Разум. Есть и Черт - эгоизм. Но чтобы руководствоваться Разумом и обуздать деяния Черта, одних призывов, уговоров, прочих словесных увещеваний и соблюдения культовых ритуалов далеко не достаточно. Ведь тысячелетние старания различных религий не смогли добиться ощутимых желаемых результатов.
Нужна не слепая вера в мифические образы и приписываемые им повествования, а создание объективных условий для расцвета Разума, на основе осознанных реалий в природе и непростых производственных отношений в обществе.
Коротко, схематично развитие человеческого общества мне представляется следующим образом:
ЭРА ЭГОИЗМА.
(Чувственное восприятие реальной жизни.
Бытие определяет общественное сознание.)
Общественные формации | Воздействие на экологию планеты |
1. Начальный период развития человечества. - эпоха дикости, варварства |
Относительно безвредные для экологии планеты. |
2. Средний период развития человечества. - рабовладельческая, феодальная |
Допустимые нарушения экологии планеты. |
3. Завершающий период развития человечества.- капитализм, монополистический капитализм | Вредные (недопустимые) воздействия на экологию планеты. |
ЭРА РАЗУМА.
(Восприятие реальной жизни Разумом.
Общественное сознание определяет общественное бытие.)
Общественные формации | Воздействие на экологию планеты |
1. Переходный период от Эры Эгоизма к Эре Разума. - эпоха социализма |
Оздоровление экологии планеты. Восстановление природного равновесия на планете. |
2. Период осознанной регулировки численности населения и потребления природных ресурсов на душу. - эпоха коммунизма |
Осмысленное, разумное соблюдение гармонии в природе. |
К сожалению, сегодняшнее стремление построения жизни будущего общества путем дальнейшего удовлетворения эгоистических потребностей, свидетельствует о том, что человечество еще не порвало с животной стадией своего развития. Разум его все еще соответствует детскому, если не младенческому возрасту и практически не оказывает влияния на общественную жизнь человека.
Познание законов природы и использование их в эгоистических целях посредством технического прогресса является результатом развития умственных способностей - Ума человека, но не Разума. Иными словами, технический прогресс - плод эгоизма человека.
С точки зрения Разума, познание законов природы также желательно, но цель его должна быть совершенно иная - чтобы ненароком не навредить естественному равновесию в природе; способствовать оздоровлению планеты. Приоритетным стремлением в дальнейшем развитии общества должно быть не удовлетворение эгоистических побуждений человека-индивида, а сохранение и улучшение природного равновесия на планете. Только в этом случае возможно длительное существование человечества на земле.
Разве еще не ясно, что человек порожден природой, является "продуктом" эволюционного развития природы, т.е. ее собственностью. Одновременно Земля (природа) его - человека, но не "собственность", а мать. Одна на всех и дележу не подлежит. И это, по-моему, не эмоциональное, субъективное мнение, а результат осмысленного объективного мышления. Отношение к ней должно быть. соответственно, не хозяина, а заслуживающее особого уважения, благоговения, как к многодетной матери в порядочной семье.
Надеюсь, что без патологии мышления, при осознании этого явления, человек не сможет рубить свою мать на куски. И это не схоластика и словоблудие, а отражение, на мой взгляд, истинной причинной связи между человеком и природой.
Итак, сложившееся понятие "собственность" на землю и природные ресурсы не соответствует истине. Ложно, однако, именно оно в самом начале формирования общественных взаимоотношений человечества легло в основу всех его дальнейших поисков и деяний, послужило причиной ложного логического мышления.
Вопреки очевидному, вместо того, чтобы лелеять мать-природу, разумно пользоваться ее дарами, он узурпировал права природы на него, возомнил себя властелином, хозяином и пользуясь бессловесностью "субъекта", не встречая и не ощущая на первых порах с его стороны сопротивления посчитал создателя (природу) своей собственностью и ради личного благополучия, как неразумное дитя, начал творить с нею все, что ему заблагорассудится, вплоть до сверхдопустимого потребления восстанавливаемых и невосстанавливаемых природных ресурсов, нарушать природное равновесие. С течением времени это ложное представление подсознательно укоренялось и, наконец, обоснованное наукой, прочно закрепилось в сознании человека. Природа стала непререкаемой собственностью его. Аксиомой не требующей доказательств.
Человечество вступило на ложный путь своего развития. Руководящую и направляющую роль в жизни и деятельности человека прочно занял эгоизм с его неограниченными потребностями. Так, по-моему, появилось понятие "собственность" на ресурсы природы.
Не знаю, кому как, а мне потребовалось много времени и умственных усилий для того, чтобы осмыслить выражение Маркса, когда он пишет, что "в стоимость товара не входит ни одного атома вещества природы" ("Капитал", т.19, стр.34). А ведь это именно так. Неопровержимая объективная истина.
Трактовки Маркса очень сложны и труднодоступны для восприятия рядовым умом. И я, наверное, никогда не осилил бы их, если бы не случайно возникшая мысль обратиться к простейшему примеру.
Положим, вы пошли в лес. Набрали ягод. Затем отнесли их на базар и продали. За ягоды получили деньги. Складывается ложное впечатление, что вам заплатили деньги за вашу собственность - ягоды, а фактически вы получили деньги только за труд, так как ягоды всего лишь реальный продукт природы и достались вам бесплатно. За них вы никому и ничего не платили. Следовательно, возникшая в эпизоде "собственность" всего только не существующее реально, надуманное наукой понятие.
Усложним пример. В соседней речке вы поймали рыбу. По дороге домой часть ее продали и получили деньги. В этом случае помимо вашего труда при ловле рыбы участвует еще предшествующий труд, который был затрачен кем-то ранее на изготовление применяемого вами орудия лова. Последнее в ваших руках будет уже, как “овеществленный” труд. Значит, полученные вами деньги, казалось бы, за вашу собственность - рыбу, фактически вам уплачены за ваш "живой" труд плюс за труд, затраченный на изготовление купленных вами орудий лова - "овеществленный" труд, а рыба - бесценный продукт природы. Таким образом, мы имеем тот же результат, что и в предшествующем примере. Рыба стоимости не имеет. Оплачен вам только труд, но теперь уже за ваш "живой" и за затраченный кем-то ранее на изготовление, приобретенного вами орудия лова, - "овеществленный" труд.
Итак, стоимость самого сложного механизма, орудия производства, сооружения и т.д. состоит только из компенсации за труд, затраченный на созидание вещей (потребительской стоимости) людьми самых разных профессий в течении длительного времени, сосредоточенный в единый сгусток, именуемый абстрактным (овеществленным) трудом.
Истинной единственной мерой потребительской стоимости является только труд и ничего более. Созданная общественным трудом любая потребительская стоимость однозначно народное достояние и рассматривать ее как собственность конкретного лица или группы лиц, конечно, будет не верно.
Например, вы лично своим трудом сделали какую-то вещь. И тогда, казалось бы, бесспорно она ваша собственность. Однако, это не совсем так. Изготовленная вами вещь всего только конечный потребительский продукт огромного общественного труда. Ведь при изготовлении ее вы пользовались приобретенными заранее средствами производства и материалами, которые были результатом предшествующего труда кого-то другого. А тот другой, чтобы изготовить нужные средства производства или материалы опять-таки воспользовался результатом труда третьего. И так без конца. Вплоть до горняков и металлургов, которые добыли руду и выплавили металл, чтобы сделать используемые вами , положим, стамеску или гвозди. Следовательно, в изготовлении сделанной вами вещи заложен труд множества людей, которым вы воспользовались как овеществленным трудом. А потому сделанная вами вещь бесспорно общенародное достояние, а не ваша личная собственность. Но поскольку в ее изготовление вложен и ваш труд, так и пользуйтесь ею без зазрения совести. Однако, всегда осознавайте и строго помните, что это не ваша собственность, а всего только доля общественного достояния, приходящаяся на ваш трудовой вклад в общее дело организма человечества - общества. Если хотите быть честным человеком, не стремитесь завладеть долей общественного пирога в большем объеме, чем приходится на ваш трудовой вклад. Ибо обладание большим означает присвоение вами чужого труда, что на языке политэкономии называется эксплуатацией, а на общенародном лексиконе - воровством и при справедливом общественном устройстве явно недопустимо.
У мафиозных структур, в частности у воровской братии, есть такое понятие, как "вор в законе". В моем понимании, вполне логично. по аналогии с вышесказанным, собственника средств производства считать "узаконенным вором". А капиталистическое общество, по своей сути, общественной формацией с олигархией авторитетов "узаконенных воров", что тоже "воров в законе", с демократическим избранием последних или их ставленников в органы власти государственного устройства. На мой взгляд, хотя и с демократическими выборами власти такое государство, конечно, не должно считаться истинно демократическим.
Заводы, фабрики и прочие средства производства не могут быть частной собственностью. Трудовой вклад в их создание бесспорно значительно превышает трудоучастие любого индивида или даже коллектива, использующего их только в своих интересах. А потому они безусловно являются народным достоянием, что и обусловило вполне логичное закономерное справедливое обобществление средств производства до общенародного достояния при социализме.
Ну, а умозаключение бывшего генсека КПСС М. Горбачева, что народное достояние это ничейная собственность, по-моему, свидетельствует о том, что у него явно патология органов мышления. Как говорят в народе "не все дома". И пусть он на меня не обижается за столь строгое суждение, ибо его заявление противоречит логике здравого рассудка. Рекомендую ему осознать, что созданная трудом человека, реально существующая вещь не может быть ничейной, а вот надуманная, отсутствующая в природе собственность - это действительно миф, созданный современной экономической наукой, ввергший человечество в пучину невзгод, который без малейшего преувеличения положил начало концу существования человечества. И если не осмыслить и не осознать всю серьезность существующих экологических нарушений на планете, которые однозначно являются результатом реализации мифа собственности и основной формулы существующей экономической науки "спрос определяет предложение", не принять экстренных неординарных решений по обузданию их дальнейшей поступи, незавидный финал судьбы человечества состоится в ближайшие годы.
Дыхание, пока еще слабое, но уже достаточно ощутимое , наступающего апокалипсиса осознается не только автором этих строк, но, по всей вероятности, уже множеством интеллектуалов страны. Например, академик Лихачев в июне 1996г. в передаче по телевидению "Момент истины" на вопрос ведущего Караулова - "Как он относится к наступлению апокалипсиса?" - недвусмысленно ответил : "Он уже шествует". И я с ним совершенно согласен.
Для осознания сказанного, конечно, приведенных доводов не достаточно. Для этого нужна скрупулезная логическая увязка событий, подробная и осмысленная, что такое "народное достояние" и "собственность". Но это в решение поставленной мной задачи не входит.
Если я вас, уважаемый читатель, не убедил, попробуйте сами логическими выводами доказать ошибочность моих суждений и заключений. Однако, я убежден, что это у вас не получится.
Обладание собственностью нередко увязывается с желанием человек а быть хозяином своей судьбы. Но ведь и это далеко не всегда осуществимо. В нашей иллюзорной жизни приобретением нескольких акций любого акционерного общества - индивид все равно не будет хозяином. Им вполне естественно является обладатель контрольного пакета акций. Вашим участием в акционерном обществе вы только укрепляете положение последнего в его правах.
А вот стать совладельцем народного достояния человеку предопределено самой природой, самим фактом рождения. Последующим воспитанием он готовится в творцы, преобразователи природных ресурсов в необходимый потребительский продукт. И, наконец, становится равноправным членом общества с общенародным достоянием.
Итак, понятие общенародного достояния, на мой взгляд, отображает логичное восприятие естественных природных явлений, происходящих в жизни человека. Иными словами, соответствует истине. Преобразование его в собственность - это уже акт, искажающий истинное природное состояние действительности. Искусственно делящий единое целое природное явление. Создающий объективные условия для узурпации прав одних относительно других и является причиной появления междоусобиц в обществе. При этом важно осознать, что "общенародное достояние" никак нельзя путать с "государственной собственностью". Различие их сути, в моем понимании, изложено в последующей главе. Не уяснив неадекватности этих понятий дальнейшее мое повествование можно не читать, ибо суть его останется за пределами правильного осознанного восприятия.
Природный естественный цикл деятельности человека, мне кажется, можно выразить так:
Преобразование народного достояния посредством фиктивного эквивалента труда (денег) в собственность, по-моему, надумано наукой и не отражает естественную, истинную суть явления. Лучшего и большего показателя абсурдности его , чем ссылка на сегодняшнюю пляску цен на потребительскую продукцию и котировку валют, пожалуй и не надо.
Ну, а то, что чужой труд не может быть чьей-либо собственностью людьми уже осознано и реализовано отторжением рабства и крепостничества. Подтверждается и социалистическими производственными отношениями, при которых отторгается собственность на средства производства и отпадает надобность в деньгах при организации процесса производства. Ведь при современном промышленном производстве, как мы только что убедились, в создании любой вещи прямо или косвенно участвует огромное количество членов общества. И потому, обобществление собственности на средства производства до общенародного достояния в общественных сферах вполне правомерное явление. Однако, для справедливого распределения общественного продукта в соответствии с долей труда индивида в общих затратах общества без сохранения денежного обращения пока еще не обойтись.
Таким образом, при социализме оно остается только в "Хвосте" производственных отношений. Тем самым освобождается огромная армия трудящихся, занимающихся ненужным обществу, по существу, паразитическим трудом.
Теперь, мне кажется, вполне уместно высказать мнение и о эксплуатации человека. А именно, обладание материальными ценностями, созданными трудом человека и фиктивным богатством, не адекватным затратам его собственного, свидетельствует об эксплуатации чужого труда. Владелец их - эксплуататор.
Установив, что истинными источниками, удовлетворяющими жизненные потребности человека и человечества, является только два естественных фактора - природный ресурс и труд человека, теперь можно смело утверждать, что все остальные категории, качества, стимулы и т.д., которыми руководствуется человек в своей жизни - это уже не природные, а производные, сознательно или подсознательно воспитанные в человеке факторы. Привилегии одних относительно других, возникшие и крепко укоренившиеся в общественных укладах на ранних стадиях развития человечества.
Следовательно, выражение преобразования природных ресурсов трудом человека посредством денежного является уже не естественным, а искусственно воспитанным в сознании человека. Однако, к сожалению, допустив ошибку в осознании этого в период становления общественных и экономических наук они (деньги) стали вершителями судеб человеческих. Незначительные необходимые затраты труда для физического существования и на духовные потребности при нормальных здоровых запросах человека благодаря им возросли до чудовищных размеров и тратятся на бесполезные и даже вредные для жизни деяния, для природы и для самого человека.
Цикл нашей подсознательно сложившейся иллюзорной жизни, принимая за основу собственность, конечно, очень сложен. Однако, крайне упрощенно он мне представляется в следующем виде:
Как видим из приведенной схемы, рыночные отношения в цикле нашей иллюзорной жизни занимают весьма большой объем трудовых затрат. Все они непроизводительные, так как не увеличивают объема продукции , а потому ничто иное, как паразитический труд общества, который при опоре на собственность, безусловно, необходим и совершенно не нужен и даже вреден при обобществлении ее до общенародного достояния. Что и нашло отражение в мудрой народной пословице - "Один с сошкой, а семеро с ложкой".
Длительное (вечное) продолжение жизни, как и любого другого действа, реально осуществимо, если оно работает в замкнутом цикле. В данном случае это условие может быть соблюдено. Живая природа обладает свойством самовосстановления. Она же обеспечивает восстановление энергии человеку, которую он тратит в процессе трудовой деятельности. В свою очередь, человек не только потребляет бесценные дары природы, но при осознанном, разумном распределении трудовых ресурсов, в состоянии благотворно влиять на восстановительные процессы последней. А потому соблюдение баланса потребления и восстановления, необходимых человечеству природных богатств, вполне возможно. Для этого нужно только осознанно распределять трудовые ресурсы, как на удовлетворение нужд человека, так и на восстановление восполнимых ресурсов природы, т.е. заниматься планированием народного хозяйства.
Как видим из вышеизложенного, истинная физическая жизнь человека без особых запросов, как и все гениальное, исключительно проста. Только не надо утрировать, что чтобы довольствоваться этой простотой, надо вернуться к каменному веку - одеть звериные шкуры, есть сырое мясо и жить в пещерах. Ничуть нет. А вот осознать, что жить надо не по средствам (наличию фиктивного богатства), а довольствоваться истинным - тем, что может дать без ущерба природа с трудовым участием человека, необходимо. Нарушение баланса потребления и восстановления природных богатств и стремление к изобилию, нанося ущерб природе, недопустимо. Признать, что с общественным развитием человека, с появлением и совершенствованием общественных и экономических наук человечество все больше и больше отрывалось от верного восприятия истинной реальной действительности и создавало мир иллюзий.
Последнее, на мой взгляд, не случайно и вполне объяснимо. Возьмите работу следователя. Приступая к расследованию преступления он, по имеющимся вещественным доказательствам и показателям свидетелей намечает ряд версий, которые потом, по дополнительно поступающим доказательствам , тщательно отрабатывает и, в конечном итоге, казалось бы, составляет вполне доказанное обвинение преступнику. Если из ряда версий при начале расследования была выбрана верная и затем, при поступлении дополнительных данных не было допущено ложных логических заключений, тогда расследование заканчивается благополучно и виновник несет заслуженное наказание. Но, к сожалению, нередко в самом начале расследования, при выборе версии преступления, допускаются ошибки или при ее отработке делаются неверные логические выводы. И все пропало. Единожды допущенная ошибка то ли в начале, то ли в ходе расследования, становится причиной неверного заключительного вывода, хотя все последующие логические рассуждения были исключительно верными.
Нечто похожее случилось и с человечеством на пути его развития. Допущенные подсознательные ошибочные логические выводы в начале становления общественных и экономических наук привели к тому, что вся последующая деятельность, хотя и логически обоснованная, оказалась оторванной от природного течения жизни планеты. Выражаясь образно, началось строительство огромного здания на негодном фундаменте.
Человек ввел понятие "собственность". Изобрел фиктивное богатство - деньги и сделал их своим кумиром. Истинные богатства природы превратил в средство для приобретения и накопления фиктивного богатства - денег. Изощренность махинаций с ним отвлекла людей от производительного труда в сферу бесполезного и даже вредного для человека непроизводительного труда. Создал в изобилии паразитирующие структуры, в т.ч. политические партии. Общество, человечество оказалось втянуто в азартные игры и в детские развлечения, которые оторваны от истинного течения жизни планеты и кроме вреда человечеству ничего не дают.
Безграничные эгоистические потребности человека обусловили интенсификацию его физического и умственного труда. Познание законов природы и использование их техническим прогрессом создали иллюзию повышения и облегчения производительности труда.
Созданные гигантские монстры индустрии в основном работают на "собственные нужды", нарушают экологию планеты. Из года в год все больше и больше, истощая невосполнимые и восполнимые ресурсы природы, создают в регионах условия граничащие с невозможными для выживания человека. Человек создал свой мир иллюзий, окрестил его цивилизацией, которая в корне оторвана от истинной природной жизни. И, хотя сегодня ущербность от этого мира иллюзий для будущего человечества интеллектуалам уже вполне очевидна, однако не осознана до конца и не осмыслена даже творцами общественных и экономических наук, не говоря уже о широкой общественности.
В результате человечество преступило разумные "пределы роста" по Медоузу и ранее прогрессивные "рыночные отношения" и "технический прогресс" сегодня нередко трудятся на его погибель.
Одним из основных пороков в капиталистических производственных отношениях, на мой взгляд, является то, что при частной собственности паразитирующий труд, бесполезный и даже вредный обществу приобретает для индивида статус необходимого труда, без которого даже физическая жизнь последнего невозможна. А доля его в сфере обращения в капиталистическом обществе огромна. Особенно несуразным, мне кажется, акционирование предприятий и игра на "ценных бумагах". Обладатель акций и прочих "ценных бумаг" в большом количестве уже застрахован от безбедной жизни, хотя, может быть, и завладел ими бесчестным или даже преступным путем, без приложения адекватных трудовых усилий. Он может приобрести на них потребительскую стоимость без приложения усилий , которая состоит только из вложенного в нее труда человека. Вот и получается, что одни трудятся, а другие пользуются их трудом, занимаясь азартными играми, изобретенными нашей иллюзорной жизнью.
Или возьмите проводимую ваучеризацию. Вас заверяют, что получив ваучер, вы наделяетесь долей из общенародного достояния страны. А так ли это? По-моему, ничуть нет.
Чтобы разобраться, вернемся к предыстории. После революции до 1924 года на выпускаемых в стране червонцах было написано, что они обеспечиваются золотым запасом страны. Затем продолжительное время на денежных купюрах значилось, что они обеспечиваются "всем достоянием страны". Позднее денежных знаков нашлепали столько, что нарицательная стоимость их уже превышает все достояние государства. Правда, об этом скромно умалчивается. Так что же мы получили вместе с врученным ваучером? По-моему, не иначе, как бумажку с пшиком, или мыльный пузырь. Ибо наполнять ваучеры уже давно нечем. Все, что имеет государство (народное достояние) с лихвой учтено в денежных купюрах. А проводимая ваучеризация - очередная азартная игра, придуманная дельцами современной экономики, чтобы интенсифицировать труд на свою погибель. Причем весьма характерная для нашей иллюзорной жизни.