В кратчайшей интерпретации, например, в словаре Ожегова, слово "вера" означает "принять истину без доказательств".
И меня поражает, когда интеллектуалы-корреспонденты нередко даже на улицах, подставляют микрофон ко рту несмышленышу мальчугану или девочке и дотошно добиваются от них верят они или не верят в то или другое явление, непонятное даже убеленному сединой старику. Или, у меня есть знакомая, которая на восьмом десятке лет, хотя и имеющая среднее техническое образование, верит только тем, кто красивый и умеет, не суть какие мысли, изрекать не читая по бумажке.
Однако, суть не в том, кто и во что верит, а в самом содержании понятия "вера". В принятии истины без доказательств.
Я не знаток в религии. Истинный атеист. И, надо сказать, не без оснований. Чтобы не быть религиозным человеком, для меня оказалось достаточным детских познаний, вроде того, что Иисус Христос единожды шел по морю и не утонул или накормил одним хлебом сорок человек страждущих и т.д. и т.п. Но поскольку по библии люди сделаны Богом "по образу и подобию Христа", конечно, такое не подлежит осознанию, истине, а потому с верой в бога мною было покончено раз и навсегда. И, надо сказать, страшно удивлен тем, что мыслящие люди, великие ученые нередко свято верят в бога. Однако, Бог с ней, с религией.
Мне кажется, много хуже, что благотворное влияние понятия "вера" распространилось буквально на все жизненные общественные явления и быта человека. Например, когда неглупый предприимчивый шарлатан убеждает своих приверженцев подсознательно поверить в сверхъестественные вещи и деяния. (Вспомните небезызвестную секту "Иисус Мария".)
Но нередки случаи, когда некоторые утверждают, что внушения его даже оказали чудодейственное влияние на их здоровье. И это, по моему, еще можно осознать. Вероятно, внушаемое благотворно повлияло на психику больного. Она, в свою очередь, на защитные органы организма человека-индивида и последние восстановили здоровье больного.
Но, чтобы "вера" могла оказывать влияние на организм человечества, по моему, исключено. Его "здоровье" зависит только от осмысленного восприятия действительности и принятия осознанных мероприятий для дальнейшего благоустройства. По крайней мере, большинства общества.
По моему, понятие "вера" - принадлежность организма человека-индивида, результат чувственного восприятия явления, а осмысленное опосредование его Разумом - свойство, присущее организму человечества. Конечно, это совсем не означает, что человек-индивид должен строить свою жизнь на вере, и ему вовсе не обязательно осознавать, что творит. Ведь он - часть, составляющая организма человечества и потому неизбежно должен принимать участие в осмыслении того или иного общественного явления, в познании истины. Но оно ни в коей мере не должно заключаться в выработке каких либо компромиссных решений. Компромиссные решения - это уже заведомо отступление от истины, а потому нормализовать отношения ими ни в коем случае нельзя. Ими создается кажущее благополучие, а на самом деле происходит отложение разрешения конфликтной ситуации на будущее, нередко с усугублением существующего положения.
Однако, к сожалению, в нашей иллюзорной жизни вере придается неимоверно большое значение. И не только среди индивидов общества, но даже в общественной и экономической науках. На мой взгляд, даже перестройка нашего общественного строя базируется на цепочке слепой веры, начиная с корифеев наук, верящих в совершенство существующей экономической науки, руководства страны, верящее в возможность быстро перевести народное хозяйство страны в соответствие с его рекомендациями и народа, приученного слепо верить в авторитет первых и вторых.
На чем же зиждется эта вера? Где ее истоки?
По моему, в том, что удовлетворение эгоистических жизненных потребностей в целом ряде развитых капиталистических стран пока еще значительно выше, чем у нас.
Не пытаясь осмыслить и осознать в чем кроется причина этого явно не нормального явления, первые ухватились ни много ни мало сразу за производственные отношения в обществе, не задумываясь над тем, что они для нашей общественной формации, да и для жизни человечества планеты в целом при существующей экологической обстановке ни в коей мере не могут быть приемлемы - устарели. Что интенсифицировать труд в материальной сфере с эгоистической целью уже нельзя, ибо это приводит неизбежно к ухудшению экологии планеты. Что размножение паразитического труда, порожденное товарно-денежными отношениями, приближается, если еще не достигло, своего апогея, разделив общество на богатых и бедных. И дальнейшая ориентация на них кроме неприятностей, ничего хорошего не сулит. И т.д... В общем, вполне очевидно, что для того, чтобы выжить, продлить жизнь человечеству, производственным отношениям капиталистической формации пора в Лету.
Правда, не думая о перспективе, пока еще на протяжении одного-двух поколений, возможно, они и могут быть лакомым кусочком для живущих. Вероятно, вот это "пока еще" и послужило причиной веры в существующую экономическую науку, не отдавая себе отчета, что продление их равносильно подсознательному осуществлению геноцида человечества, какого еще мир не видел. Причем, уже в ближайших поколениях.
Убежден, что если бы наши творцы общественных и экономических наук не принимали огульно, на веру, все выработанное предшествующими поколениями наследие, а глубок, тщательно, шаг за шагом, проанализировали их положение и осознали к чему они привели в общественном развитии и как это отразилось на экологии планеты, слепая вера в совершенство существующих наук исчезла, как дым, как утренний туман.
Я прекрасно сознаю, что мои рассуждения, доводы далеки до совершенства , но думаю, что и они в какой-то мере остановят читателя принимать все слышимое, прочитанное на веру, а заставит подумать, осмыслить информацию, попытаться разобраться в сути явления, а не довольствоваться тем, что просочилось на поверхность нашей иллюзорной жизни.
Хотя сейчас высказывания Ленина не в почете, но все же не могу не привести еще раз его выдержку из высказывания по отношению к вере, которую он произнес в назидание коммунистам. Что коммунистом может быть человек, "за которого можно ручаться, что ни слова не возьмет на веру, ни слова не скажет против совести...".
Мы это, однако, забыли и, надо сказать, достаточно крепко. А зря.
Надо сказать, что и наш идеолог - коммунистическая партия, вернее ее руководство, не смогло перестроиться - воспитывать в членах партии и всего народа осмысленное восприятие новизны общественных изменений, а стремилось привить веру в правоту их деяний. Достаточно сказать, что и сегодня не только широкая общественность, но и представители общественных и экономических наук величают общенародное достояние государственной собственностью, а колхозы наравне с совхозами считают социалистической форму ведения хозяйства.
Хотя это совершенно отличные друг от друга общественные формы ведения хозяйства и принадлежат даже к разным общественным формациям. Общенародное достояние и совхозы - это формы социалистической формации, а государственная собственность и колхозы - структуры капиталистического образа жизни.
Или еще, делят общенародное достояние на части и после этого утверждают, что мы приверженцы любой формы ведения хозяйства. Но как же так? Ведь при выделении собственников из общенародного достояния - оно исчезло. Как же может не существующее конкурировать с большими и малыми собственниками? Разве это не абракадабра? И ведь одурманенный учеными мудрецами народ верит, что он получил свободу трудиться, будучи освобожденным от предмета труда. Это ли не безрассудство от чрезмерного мудрствования науки.
Спрашивается, можно ли после этого слепо верить современной науке? По-моему, нет. Без общественного осознания, что творим, полагаясь на веру индивидам и даже ведущим коллективам науки, партиям, толку не будет. Недаром в народе есть пословица: "На бога надейся, а сам не плошай." Ну, а при общественном осознании правоты дела, для достижения цели хороши все способы, включая насилие.
Будущее человечества, по-моему, зависит во многом от отторжения веры, замены ее осознанным, осмысленным применением труда на благо человека и природы в равной степени. Даже с приоритетом последней.
Сделать это, конечно, не просто. Как не говорите, утверждение веры воспитывалось в человеке на протяжении тысячелетий и она заняла ведущее место в его жизни. Отказаться от того, что уже укоренилось, очень трудно. Ведь от обычной привычки, даже вредной, избавиться удается далеко не каждому.
В своем изложении, касаясь социалистических производственных отношений, я стараюсь избегать применения слова "верить" и все же оно невольно, по привычке нередко проскакивает. Мне кажется понятие "верить" характерно для предшествующих формаций, а в новых условиях, при социализме оно должно быть заменено понятием "сознание".
Слово "вера" может быть еще приемлемо при разговоре в быту, но только не при обсуждении серьезных общественных проблем или в науке всех направлений.