11. ФЕНОМЕН И ФЕТИШ ДЕНЕГ

Деньги это, безусловно, выдающееся явление - феномен. Жизнь современного человека - индивида без денег просто не мыслима. И все же они далеко не являются необходимым элементом в жизни человечества.

Это изобретение человека на прямую связано с превращением природного и трудового достояния народа в собственность отдельных личностей и общественных коллективов, т.е. следствие его. Товарно-денежные отношение атрибут сугубо общественных формации, базирующихся на собственности.

Как и все в жизни с течением времени, функции денег претерпевали изменения. Кульминацией их процветания, мне кажется, следует считать рабовладельческую и феодальную (крепостническую) формации, когда денежному эквиваленту подлежал даже живой труд (раб, крепостные). При капиталистической формации изощренность денежных махинаций, безусловно, значительно совершенствовалось, но ареол их действия сократился - перестал быть товаром живой труд (человек).

В социалистическом обществе они отторгаются в общественных сферах и при коммунистических производственных отношениях на стадии человека-индивида.

О деньгах, о фетише денег написано несметное количество научных трудов, но, на мой взгляд, феноменальность явления так до конца и не раскрыта.

Из предшествующего повествования внимательный читатель должен помнить, что стоимость любого потребительского продукта состоит только из трудовых затрат человека, потраченных им на изготовление его (продукта) из ресурсов природы. А вот о денежных знаках(деньгах) этого не скажешь. При печатании их разного номинала расход природных ресурсов и трудовых затрат на единицу грубо одинаков, но достаточно только на купюры поставить номинал и они могут разниться по стоимости друг от друга в десятки, сотни и тысячи раз. Следовательно, деньги уже особый вид продукции, который не "подчиняется" естественному закону природы (соответствию затратам труда) и является фиктивной, искусственной стоимостью. Эквивалентом стоимости не адекватным трудовым затратам на его изготовление.

Мало того, что номинал самих купюр (денежных знаков) не соответствует затратам труда на их изготовление, но и выражение посредством денег стоимости потребительской продукции становится также не адекватным фактическим, истинным трудовым затратам и даже природные ресурсы, не обладающие стоимостью, приобретают стоимостное выражение. Вспомните приведенный ранее пример, когда никчемная погашенная редкая марка оценивается любителями-филателистами выше, чем оплачивается труд шахтера за ряд месяцев и даже лет.

Соответствие стоимости потребительской продукции истинным затратам труда деньгами подменяется субъективной оценкой - спросом и предложением человека-индивида и даже общества. Происходит смена приоритета оценки с истинных естественных природных ценностей на фиктивное богатство - деньги. Помимо того это изобретение человечества способно само себя восстанавливать и даже наращивать, т.е. "деньги делают деньги", в то время, как любой потребительский продукт, кроме ресурсов природы, может быть создан только трудом человека. Благодаря этому они как бы обожествляются, приравниваются к естественным ресурсам природы. Однако разница между их возрождением огромная. Природа восстанавливает, труд создает истинное богатство, а деньги "делают" искусственное - фиктивное. Это ли не чудодейственное свойство денег. Вот в чем, мне видится, суть феномена денег.

Деньги становятся предметом преклонения - фетишем человека. Истинные богатства природы планеты теряют свое значение в жизни человека. На первое место в его стремлениях выплывает приобретение фиктивного богатства - денег. В какой то мере, отбросив экологические неприятности, это объяснимо в нашей иллюзорной жизни. Но только человека-индивида, причем сотен людей из миллионов страждущих. А остальные будут в поте лица трудиться над изготовлением потребительской продукции для удовлетворения потребностей своих и счастливчиков. Полагать, что последних будет много наивно. Ведь для удовлетворения неуемных эгоистических чаяний всех желающих не хватит никаких ресурсов природы планеты.

Попытаемся же осмыслить расхожее выражение "деньги делают деньги". Ведь это действительно так. Достаточно отнести деньги в банк под проценты и вы будете иметь, пусть небольшой, но доход. При покупке акций какой либо компании, акционерного общества может подвести, что ваше фиктивное богатство, также ничего больше не делая, пополнится и, даст Бог, значительно.

Но давайте разберемся в самой сути процесса и осознаем, как "рождаются" деньги и насколько он благотворен для общества. Хотя это вас и не особенно интересует, но все же знать не мешает.

Полученные от вас деньги акционерное общество вкладывает в другие предприятия, организации, которые пускают их в хозяйственный оборот, т.е. в развитие тех или иных хозяйственных отраслей или предприятий. За полученный по нужде кредит последние через определенный срок помимо возвращаемых кредиторам денег выплачивают им еще ранее определенный солидный процент, обеспечивающий вас акционеров высокими дивидендом акций плюс хорошие заработки функционеров акционерного общества.

Спрашивается, откуда же они берут такие деньги? По моему, без всякого сомнения, источник один - завышение стоимости потребительской продукции предприятиями, бравшими под огромный процент кредит у данного акционерного общества или банка. Для акционеров это завышение в какой то мере, а может быть и полностью покрывается полученными дивидендами и потому оно не ощутимо на их бюджете. А вот для не имущих акции это уже трагедия, узаконенное ограбление их акционерами через повышение цены на потребительскую продукцию предприятий в производстве которых участвуют деньги последних.

Таким образом, предпринимательство индивидов, акционерных обществ, банков и других организаций, делающих деньги из денег или, можно сказать, из воздуха это узаконенный правящими органами изощренный грабеж ими остальных членов сообщества, которые по тем или иным причинам не имели возможности приобрести акции. К тому же мало того, что они сами не благовидным путем добывают деньги, они еще и плодят себе подобных. Ибо через них невольными соучастниками подсознательно становятся и вкладчики денег в банки, держатели акций и прочих ценных бумаг, которые без затрат труда обеспечивают себе безбедную жизнь, при этом многие из них полагают и даже искренне убеждены, что делают полезное дело - участвуют в благоустройстве общества.

Вот к чему приводит недоосмысление внутреннего скрытого существа процесса, ограничиваясь, довольствуясь видимыми результатами, лежащими на его поверхности. И если это допустимо для общественного мнения, то уж представителям общественной экономической науки не понимать сути делания денег из денег и к чему это приводит, на мой взгляд, не простительно - великий грех.

Мне видится, что недоосмысление здесь заключается в том, что деньги не могут подменять труд во всех его проявлениях, они являются компенсацией за использованный уже живой и овеществленный труд, т.е. эквивалент мертвого труда, который живым уже никогда быть не может. Однако, не осознавая этого мы клюем на эквивалент мертвого труда, подобно герою Гоголя из "мертвых душ" Чичикову. И ничего, получается. Причем получалось и до нас у всех предшествующих, знакомых с деньгами, общественных формациях с эгоистическим мышлением.

Разумно ли это? По моему, конечно нет. При осмысленном и осознанном деянии даже преступно. Но, к сожалению, такова наша иллюзорная жизнь. Как говорит пословица "С волками жить, по волчьи выть".

Однако, это далеко не единственная и, по моему, совсем не главная негативная реальность, результат деятельности предпринимателей, расширяющих сферу предприятий, на которых "деньги делают деньги". Дело в том, что работа в таких организациях не пыльная, не трудная, хорошо оплачиваемая и потому в настоящее время престижная. Как тут не фетишизировать деньги? Потому совсем не удивительно, что, как грибы в благоприятную погоду, растет количество банков, акционерных обществ и таких же с ними подобных организаций, что влечет за собой перекачку кадров из производственной среды в непроизводительную сферу. А ведь работники последней, как я уже упоминал ранее, очевидные паразиты общества. Я понимаю, что обидно слышать такое незаслуженное обвинение. В пору подать на обидчика в суд за оскорбление. Однако, это не надуманная фальсификация, а вполне реальное отображение действительности. И я совсем не собираюсь обвинить в паразитирующем образе жизни работников банков, акционерных обществ и иже с ними, кто работает в организациях делающих деньги из денег. Эти люди такие же труженики, как и производители материальных благ. Их труд можно отнести к категории "необходимого труда" для них, ибо он является источником добывания средств для физического существования себя и семьи. Сделала их такими по иронии судьбы наша иллюзорная жизнь, развивающаяся по законам существующей экономической науки. И все же иначе чем паразитами общества назвать их нельзя. Ибо они не дают никакой потребительской продукции, а только потребляют ее, выполняют бесполезную для общества работу, перекладывая фиктивное богатство (деньги) из кармана одного собственника в карман другого, а труженики производительного труда кормят их за это сливками, оставляя себе снятое молоко.

Это ли не безумство, выдаваемое современной экономической наукой за единственно правильное благое дело, которое сулит нам "молочные реки с кисельными берегами". По моему, более не разумного, худшего не придумаешь.

Примеров об отрицательном влиянии фетиша денег на человека приводить можно великое множество. Наносимое им зло обществу огромно и многогранно. Охватывает буквально все сферы общественной деятельности и быта человека. Бороться со следствиями его, проявившимися в отдельных, частных случаях, пустая затея. А вот покончить с фетишем денег, ликвидировать причину его образования это уже серьезное, стоящее мероприятие, к тому же не требующее буквально никаких материальных затрат. Нужно только осознать, осмыслить где же корни этого явления и вырвать их. Из предыдущего повествования, по моему, должно быть ясно, что такими корнями является собственность всех видов, какие только придумала современная экономическая наука. Следовательно, чтобы покончить с фетишем денег надо ликвидировать ее, на первых порах на средства производства, превратив их в естественное природное состояние - народное достояние. Что и было сделано Великой Октябрьской Социалистической Революцией в нашей стране. К сожалению, не осознав, до конца, что творим и не подкрепив сути совершаемого теоретическими разработками общественной науки. Вернее допуская в них множество принципиальных ошибок.

В результате, с ликвидацией понятия СОБСТВЕННОСТЬ на средства производства в промышленном секторе, превращении их в НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ, как следствие, резко сократились паразитирующие структуры. В промышленной сфере общества осталось только два собственника. Народ с общенародным достоянием и члены общества - человек-индивид. Упростилось и взаимоотношение между ними.

Для организации и работы общенародных промышленных предприятий бери, вернее, получай по плану бесплатно общенародное предприятие общенародные ресурсы природы из имеющихся в наличии в разумных пределах и преобразуй их в необходимый общественный и для индивида потребительский продукт. Деньги, денежные взаиморасчеты для этого не нужны. Согласитесь, что перекладывать деньги из одного кармана в другой одного т того же хозяйского пиджака никчемное занятие - глупость. Заставить таким образом интенсифицировать труд в отдельных отраслях народного хозяйства, членов общества, на мой взгляд, не менее безрассудное действо. Ведь достигается это огромными дополнительными затратами труда, который наносит несравненно больший вред природе и обществу в целом, что я уже

аргументировал ранее. Ссылаться на то, что так поступают во всем мире и люди в развитых странах живут лучше нашего, на мой взгляд, дешевый аргумент. Можно и даже должно признать, что в ряде капиталистических стран это действительно так. Однако нужно понять, что если бы они могли отказаться от денежного обращения, то обязательно это сделали и тогда жили бы еще лучше. Но такое им не дано.

Отказаться от услуг денег в общественной сфере оказалось возможным только при социалистических производственных отношениях. Но, мне кажется, не это является главным при отторжении фиктивного богатства из общественных сфер общества. А то, что вместе с этим сокращается надобность и в паразитических структурах, порожденных денежным обращением. Часть из них исчезает совсем, функции других упрощаются и преобразуются вплоть до противоположных. Экономические понятия - доход, прибыль, окупаемость, налоги инфляция, конкуренция и великое множество других, пожалуй добрая половина слов из лексикона современной экономической науки, крайне необходимых при капитализме в социалистическом обществе уходит в область придании - в Лету. Вместе с этим высвобождается от паразитического труда огромная масса членов общества, если не половина работоспособного населения и приобщается к производительному труду. Появляется возможность резко сократить продолжительность необходимого труда без каких либо материальных затрат. Это ли не преимущество социалистического образа жизни.

К тому же, мне кажется, при продолжении осмысления социалистического денежного обращения вполне реально изыскать способы сокращающие надобность и значимость денег в жизни общества и индивида, вплоть до ликвидации их вообще. На первых порах ввести кредитные карточки на всех общенародных предприятиях для расчета с индивидами, как в сфере производства так и сфере обращения (магазинах). Это уже резко сократит необходимую денежную наличность в целом по стране. Затем продумать обмен материальными ценностями между индивидами общества через посредство общенародных структур. Например, куплю-продажу дорогостоящей потребительской продукции и недвижимости производить путем списания соответствующей суммы с кредитной карточки покупателя и занесения ее в карточку продавца. И, наконец, всю потребительскую продукцию индивидов реализовать только через пункты общенародного распределения. Таким образом, полностью изживается хождение денежной наличности. Фетиш фиктивного богатства - денег исчезнет и общество будет оценивать окружающий мир, исходя из истинных затрат труда человека.

Однако это проект на будущее. Оставим его и вернемся к действительности.

Сокращением денежного обращения страна частично реализовала преимущества социалистически производственных отношений над капиталистическими. Освободилась от множества паразитических структур, приобщив непроизводительный труд их работников к производительному труду. Фетиш денег принизился. И, надо сказать, благодаря этому за 47 нелегких лет (до реформ Косыгина в 1964 г) народ дважды успешно без поисков денег поднимал промышленность страны с руин и вывел ее на социалистических принципах в СВЕРХДЕРЖАВУ.

Это ли не убедительный пример того, что при ликвидации собственности (частной и коллективной), при обобществлении ее до общенародного достояния можно и без денег достигнуть высоких результатов. Для этого достаточно иметь природные ресурсы, трудовой потенциал, чем мы располагаем в достаточном количестве. Ну, и конечно, главное, осмысленное, осознанное использование их в народном хозяйстве.

Придавая особо важное значение этому, повторюсь, что деньги в социалистическом обществе остаются нужными только для распределения общенародного достояния между индивидами общества. Они не потребительский продукт, который исчезает по мере использования. Единожды отпечатанные в необходимом количестве деньги выдаются индивидам из общенародной копилки в виде компенсации за труд в общенародном секторе и последними при обретении необходимого из общенародного достояния возвращаются обратно в ту же общенародную копилку. И так снова, . Периодически пополнять их, конечно, приходится, чтобы заменить дефектные, т.е. физически изношенные и восстановить до необходимого количества в связи с исчезновением их из оборота по тем или иным причинам.

А вот в сельском хозяйстве, по недомыслию творцов общественной науки, обобществление собственности до общенародного достояния не состоялось. Основу его составили хозяйства с кооперативной собственностью - колхозы, т.е. характерные для капиталистической формации. Во взаимоотношениях с ними без денежного обращения, как в промышленности, уже не обойтись. Невольно возникла двойственность в финансовой политике единого сообщества, что безусловно, отрицательно сказывалось на развитии страны. Этим, по моему, во многом и объясняется разница в жизненных уровнях населения города и деревни, хотя первое и пыталось оказывать постоянную помощь второму.

СССР, как и все остальные так называемые социалистические государства не были социалистическими формациями. До 1964 г. СССР был гибридным образованием - с социалистическими принципами в промышленности и капиталистическими в сельском хозяйстве. С проведением косыгинских реформ в 1964 г. и промышленность страны стала переводиться на капиталистические рельсы. Социалистические преимущества потихоньку начали исчезать. Затем, притупленный социалистическими принципами в начале существования СССР, фетиш денег, стараниями последующих преобразований перестройки по рекомендациям современной экономической науки, начал реанимироваться, ожил и вновь набирает силу. Это и послужило одной из важнейших причин распада гибридного образования СССР.

Итак, как видим, фетиш денег оказался очень живуч. Не сумев покончить с ним во всех сферах народного хозяйства, мы вновь к нему вернулись. Ждать изменений к лучшему от проводимых реформ, по моему, не сбыточные мечты - утопия.

Чтобы здравствовать человечеству долгие годы предстоит большая и серьезная работа по воспитанию в обществе альтруистского мышления. При принятии решений руководствуясь здравым смыслом - Разумом, отторгая чувственные пристрастия - Эгоизм и в первую очередь покончить с фетишем денег. В нем корень зла.

 





Сайт управляется системой uCoz